*

Российский общественный благотворительный фонд
ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил
(Российский фонд ветеранов)

Наши телефоны и факсы:
(499) 369-79-59, 369-79-57
Наш электронный адрес:
*

#



УТВЕРЖДЕНА:
на заседании Правления Российского фонда ветеранов
20 февраля 2017 г.;
на президентском Совете
Ассоциации развития социального туризма
25 февраля 2017 г.

Гор. Москва

ПРОГРАММА ОДОБРЕНА:

Министерством здравоохранения РФ,

Министерством культуры РФ,

Министерством труда и социальной защиты РФ,

Общественной палатой РФ,

Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова,

Российским геронтологическим научно-клиническим центром,

Московским педагогическим государственным университетом.

 

Общественно-государственная программа

«ТУРИЗМ ДЛЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Благотворительная программа помощи и поддержки граждан старшего поколения в организации отдыха, вовлечение их в активную туристскую деятельность на 2017–2021 годы.

 

I. Общие сведения о Программе

Для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения большое значение имеет формирование новых условий для организации досуга и отдыха, их вовлечение в туристскую деятельность.

Несмотря на реализуемые государством и обществом в этом направлении меры, только 12% граждан в возрасте старше 60 лет путешествует. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы социального туризма для граждан старшего поколения. Существующие мероприятия, направленные на повышение доступности туристских услуг, раздроблены, а порой и не доступны по материальной (финансовой) причине.

Российским общественным благотворительным фондом ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил, Ассоциацией развития социального туризма (АРСТ) разработана и предлагается к выполнению общественно-государственная Программа, содержание которой в полной мере отражает уникальность и новизну подхода к организации туризма для граждан старшего поколения.

В основе Программы лежит идея сочетания культурно-познавательных и лечебно-оздоровительных аспектов при организации и проведении мероприятий социального туризма. Заслуживает пристального внимания отличие программы для граждан старшего поколения от стандартных экскурсионных программ.

Схема

В представленной программе и в последующих проектах по её реализации, в целях повышения качества патриотического воспитания, появляется возможность для тесного общения в ходе туристских маршрутов детей и молодёжи с людьми пожилого возраста, взаимопомощи и поддержки. Используется вовлечение молодого поколения в обсуждение патриотических тем, углубление знаний в правильном понимании истории нашего государства и общества.

Программа является постоянно действующей и рассчитана на её реализацию во всех регионах Российской Федерации.

II. Цели и задачи Программы

В целях создания необходимых условий для развития социального туризма и обеспечения поддержки граждан старшего поколения Программа предлагает сформировать единую межведомственную систему его развития, которая должна быть основана на взаимодействии органов исполнительной власти в сфере туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, предприятий туристской отрасли, некоммерческих организаций с использованием государственно-частного партнерства.

В рамках Программы предполагается эффективное использование социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО) субъектов РФ в реализации туристских программ для старшего поколения тематической направленности, которые базируются на наиболее востребованных потребностях людей пожилого возраста.

Подготовка таких программ осуществляется ведущими специалистами геронтологии, психологии и педагогики. Методические пособия по каждому маршруту для пожилых людей готовятся с учётом особенностей конкретного региона при поддержке ведомств, которые отвечают за развитие спорта, туризма, культуры, предпринимательства, оздоровления, социальных услуг и ветеранского движения.

В рамках программы, предусмотрена модернизация и дополнение уже осуществляемых проектов для граждан старшего поколения, оказание помощи во включении их в Программу «Туризм для граждан старшего поколения».

Важной задачей представленной Программы и её проектов является достижение поставленных в методических пособиях, разрабатываемых для каждого из них, целей в области лечебно-оздоровительной, культурно-познавательной, экологической, религиозной и других направлениях. Основные из них разрабатываются и проводятся в рамках событийных мероприятий региональных Программ культуры, туризма, социальной защиты, местного колорита и самобытности.

Программа предусматривает создание реестра культурно-образовательных туристских программ для лиц пожилого возраста, что позволит более эффективно использовать средства благотворительных фондов, федеральных, региональных бюджетов и частных лиц.

Реализация данной Программы поможет создать условия для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество жизни таких граждан, а также реализовать в рамках конкретных программ их активного участие в политической, социальной и в иных сферах деятельности российского общества.

III. Механизм реализации Программы

1. Представленная Программа предусматривает:

– разработку, координацию, экспертизу и мониторинг Программы «Туризм для граждан старшего поколения», которые будут осуществляться рабочей группой. В её состав войдут специалисты Российского фонда ветеранов, Ассоциации развития социального туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, туристской отрасли федерального и регионального уровней, а также представители коммерческих, благотворительных и иных уполномоченных структур, меценаты;

– ускоренное внедрение в жизнь туризма для граждан старшего поколения, более широкое вовлечение их в активный отдых, широкое использование событийных мероприятий и тематических программ, вошедших в реестр культурно-оздоровительных туристских проектов для лиц пожилого возраста;

– осуществление «пилотных» проектов в регионах и на федеральном уровне, которые станут катализатором для реализации социального туризма для граждан старшего поколения.

Для этого необходимо осуществить:

– подготовку и проведение в трёх – пяти «пилотных» регионах РФ культурно-образовательных и оздоровительных социальных программ и мероприятий в 2017–2018 гг., которые создадут возможность по развитию проектов социального туризма для граждан старшего поколения с подключением всех заинтересованных федеральных ведомств по разным направлениям деятельности (социальной, культурной, производственной, оздоровительной, образовательной и др.).

– реализацию тематического цикла мероприятий в зависимости от базового интереса лиц пожилого возраста и проведение соответствующих центральных мероприятий (военно-патриотических, культурных, оздоровительных, образовательных и др.) в регионах-участниках проекта;

– анализ и оценку лучших результатов в рамках этих мероприятий, для последующего внедрения их во всех регионах России;

– создание сайта для размещения реестра культурно-оздоровительных туристских программ для лиц пожилого возраста;

– подготовку к созданию единого центра для информирования граждан старшего возраста по вопросам их участия в тематических программах и событийных мероприятиях, а также их социальную поддержку.

На данный момент разработаны проекты на базе социальных паспортов из 30 регионов России с проработкой тематических и событийных мероприятий от одного и более дней.

Основной перспективой их развития является увеличение количества событийных и межрегиональных мероприятий для граждан старшего поколения. Удовлетворение их духовных и культурных потребностей, формирование условий для организации досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества.

2. Механизм проведения мероприятий для граждан старшего поколения определяет их тематическую направленность и предусматривает следующие этапы:

– определение тематической направленности событийных мероприятий и программ тематического цикла (культура, оздоровление, садоводство, грамотность в области информационных технологий, кулинария и т.д.);

– проведение цикла таких программ с учётом интересов пожилых людей;

– выбор места проведения событийного мероприятия в «пилотном» регионе, исходя из перечня предлагаемых программ в рамках плана мероприятий данного субъекта РФ;

– проведение основного культурно-познавательного и событийного мероприятия, которое является финальной, конкурсной частью, исходя из оценки полученных старшим поколение навыков и знаний;

– оценка реакции на результаты мероприятия (расширение круга интересов и контактов, уверенная и эффективная жизненная позиция).

3. Условия реализации Программы:

– сотрудничество с инфраструктурой гостеприимства регионов, соответствующей требованиям обслуживания граждан старшего поколения;

– высокий стандарт качества подготовки методических рекомендаций по проработке соответствующих маршрутов в рамках рабочих групп в регионах;

– совместная работа сотрудников учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры и иных служб;

– создание механизмов для привлечения различных источников финансирования.

Механизм реализации Программы основывается также на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы аппарата Российского фонда ветеранов и его региональных структур, сотрудников Ассоциации развития социального туризма и других учреждений и ведомств, в рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации № 164-Р от 05 февраля 2016 г. и других нормативных актов.

Аппарат Российского фонда ветеранов и АРСТ занимаются координацией реализации Программы в целом по Российской Федерации. Указанные структуры организуют работу и следят за выполнением намеченных в Программе мероприятий, обобщают работу соответствующих региональных структур, оказывают им помощь в решении возникших проблем, обращаются в федеральные и региональные органы власти о материальной и организационной поддержке проводимых мероприятий социального туризма.

Сотрудники Фонда, АРСТ и социальных служб с привлечением общественного актива и волонтеров создают специальные группы по вовлечению пожилых людей к участию в планируемых мероприятиях социального туризма.

Региональные структуры с учётом данной Программы помогают в разработке тематических циклов, в осуществлении уже спланированных событийных мероприятий. Работа строится в тесном контакте со структурами государственной, региональной власти и советами ветеранов различных уровней.

IV. Практическая значимость Программы

– Субъекты РФ за счёт развития социального туризма получат толчок для развития туристического потенциала с привлечением российских и иностранных туристов.

– Общение людей молодого и старшего поколения поможет в патриотическом воспитании детей, молодежи, продемонстрирует обществу единство поколений, уважение и любовь к старшим.

– Событийные мероприятия в регионах становятся постоянной площадкой для проведения социальных культурно оздоровительных проектов для граждан старшего поколения.

– Запуск «пилотных» проектов позволит правильно адаптировать законодательство и простимулировать предпринимательство для включения в социальные программы.

– Организация туризма позволит пожилым людям получить новые позитивные впечатления от посещения исторически значимых мест страны и родного края; развить интерес к жизни и активной деятельности, к поддержанию здоровой физической формы, поиску новых путей применения своего жизненного опыта и творческого потенциала; расширить круг общения по интересам, установить разнообразные контакты, и, в целом, повысить качество своей жизни.

V. Предполагаемый результат реализации Программы

– отбор информации от объектов показа по интересующим темам, использование её в рамках создаваемого цикла других программ для граждан старшего поколения;

– гармоничное сочетание информации объектов показа и интересующих участников тем, расширение круга их общения по интересам, установление разнообразных контактов;

– получение ожидаемого результата: уверенная и эффективная духовная поддержка, расширение кругозора, новые знания и их использование на практике.

Рассматриваемая Программа предоставляет следующие возможности для пожилых людей:

– уведёт их от домашней суеты и неурядиц, позволит перейти к активному отдыху, даст возможность забыть, хотя бы на время, о болезнях, врачах, поликлиниках и больницах;

– получить адаптированную информацию под соответствующий возраст её участников;

– расширит кругозор, контакты, оздоровит и даст положительные эмоции;

– участвовать в подготовке, проведении программ (маршрутов) и их оценке;

– продемонстрирует преемственность поколений, передачу жизненного опыта;

– предоставит выбор тем по интересам (культура, история, кулинария, НХП, оздоровление и др.).

Возможности для социальных организаций и служб:

– получить социальные программы, адаптированные для граждан старшего поколения;

– обеспечить эффективную работу социальных служб и соответствующих организаций;

– использовать разработанные профильными специалистами методические рекомендации и реализовать их в условиях софинансирования программ со стороны принимающих регионов;

– добиться экономии средств.

Возможности для регионов:

– расширить возможности объектов показа за счёт новых событийных программ для старшего поколения;

– дополнительно привлечь посетителей за счёт встраивания в общий проект;

– уйти от традиционной формы проведения экскурсии;

– получить возможность участия в планируемом межрегиональном обмене.

VI. Методическое обеспечение Программы

Для получения оптимального результата необходимо:

1) Утвердить тематические мероприятия для старшего поколения специалистами в области геронтологии, оздоровления, образования, туризма, культуры и др.

2) Разделить мероприятия по следующим тематическим направлениям и интересам участников (таблица 1):

 

Таблица 1.

№ п/пТемаРазвиваем навыки
1.Сельское хозяйство Умение и навыки в садоводстве и огородничестве
2.КулинарияУмение и навыки в кулинарии
3.Оздоровление Программа индивидуального оздоровления в зависимости от возраста
3.ДуховностьПомощь в поиске духовных ориентиров, знание истории в становлении своего края
4.ПатриотизмУчастие в социокультурных программах вместе с молодёжью
5.ТворчествоУмение и навыки в творчестве (правильно составить стихотворение или рассказ, фото, видеофильмы, танцы, пение, дизайн интерьера или сада, народные промыслы и т.д.)
6.Передача опытаВстречи специалистов, обмен опытом, преемственность

 

3) Утвердить расчёт Программы, исходя из формирования групп по 40 человек в рамках тематического цикла. Тематический цикл мероприятий может состоять из трёх или четырёх тематических направлений и одного событийного мероприятия, которое ежегодно проводится в регионах РФ. Необходимо учитывать, что граждане старшего поколения сами будут выбирать для себя мероприятия из пяти тем, при этом имея возможность выбрать также количество посещений.

4) Событийное мероприятие (СМ) – это мероприятие в рамках тематического цикла, которое позволит оценить умения участников (лиц пожилого возраста). В Программу включены наиболее интересные событийные мероприятия регионов.

VII. Финансовое обеспечение Программы.

1) Программа состоит из двух основных этапов: экспертный этап и этап реализации для достижения количественных результатов.

Экспертный этап позволит в течении двух лет выбрать наиболее интересные и эффективные тематические направления на основе различных мероприятий для 7 600 лиц пожилого возраста (40 чел. за один тур на пять тем составит 200 чел., определено восемь регионов, в которых организовано от одного до трёх туров – таблица 2, что составит 3800 чел. на первый год и 7600 чел. за два года экспертного этапа). Разный вариант тематических программ, исходя из интереса и выбора участников, а также насыщенности, стоимости, сложности, особенностей регионов, возраста, сезонов позволит объективно понять потребности граждан старшего поколения и выйти на этап реализации. Финансовое обеспечение экспертного этапа Программы, рассчитано, исходя из средней стоимости семи вариантов насыщенности тематических мероприятий (приложение №1) в центральной европейской части Российской Федерации для граждан пожилого возраста, которые наиболее распространены при обслуживании групп. Каждый вариант тематических мероприятий (ТМ) определяется, исходя из разных условий проведения внутри региона или выезда в другой регион. Для реализации экспертного этапа в 2017–2018 гг. предусматривается объем финансирования 89 760 ООО руб., согласно приложения №1.

Этап реализации позволит внедрить мероприятия, получившие оценку на основе интегрального и субъективного подходов, исходя из лучших практик экспертного этапа.

Реализация в 2019–2021 гг. Объём финансирования определяется исходя из оценки экспертного этапа. Предусматривает выйти на максимальное обслуживание граждан старшего поколения.

В рамках программы первоначально определяются восемь регионов для апробации пяти вариантов циклов тематических мероприятий на нескольких группах в течении двух лет в разные сезоны, учитывая разный возраст участников.

Стоимость проведения программ по каждому региону за два года (в рублях):

РегионКол. чел. за 1 год Стоимость тематических мероприятий за 1 годСтоимость на 1 чел.Дотация на 1 чел.Кол. чел. за 2 годаСтоимость тематических туров за 2 года
Москва200¹
200
200
1 200 000²
3 220 000
5 140 000
6 000
16 100
25 700
6 000
8 050
6 425
400
400
400
2 400 000
6 440 000
10 280 000
Московская область200
200
200
1 040 000
3 380 000
3 780 000
5 200
16 900
18 900
5 200
8 450
4 725
400
400
400
2 080 000
6 760 000
7 560 000
Воронежская область200
200
200
880 000
2 820 000
3 960 000
4 400
14 100
19 800
4 400
7 050
4 950
400
400
400
1 760 000
5 640 000
7 920 000
Липецкая область200
200
200
880 000
2 820 000
2 340 000
4 400
14 100
11 700
4 400
7 050
2 025
400
400
400
1 760 000
5 640 000
4 680 000
Тамбовская область200
200
1 200 000
3 220 000
6 000
16 100
6 000
8 050
400
400
2 400 000
6 440 000
Кировская область200
200
1 040 000
3 380 000
5 200
16 900
5 200
8 450
400
400
2 080 000
6 760 000
Республика Удмуртия200
200
880 000
2 820 000
4 400
14 100
4 400
7 050
400
400
1 760 000
5 640 000
Архангельская область200880 0004 4004 4004001 760 000
Итого:3 80044 880 00011 810 (средняя стоимость)5 909 (средний размер дотации)7 60089 760 000

¹ В среднем группа по 40 чел. по каждой из пяти тем в рамках цикла тематических мероприятий составляет 200 чел.

² Обоснование расчетов в приложении №1

 

№ п/п Расходы на выполнение Программы Всего: (руб.)
1.Обслуживание специалистами тематических направлений, гидами, методистами. Посещение исторически значимых мест, природных и других заповедников, культурных национальных центров, участие в событийных мероприятиях региона, проведение мастер классов и т.п. мероприятиях, дегустация продукции, участие в выпуске различной продукции в мастерских, фермерских хозяйствах и т.д.13 620 000
2.Автобусное обслуживание туров25 080 000
3.Железнодорожные перевозки (в купе) к месту проведения туристских мероприятий и обратно, регион Европейской части Российской Федерации4 800 000
3.Авиаперелёты, исходя из направлений4 000 000
4.Проживание в гостинице (2-местные номера с удобствами в среднем три дня две ночи)13 200 000
5.Трёхразовое питание12 800 000
6.Проведение событийных мероприятий (аренда залов, оборудования и т.д.)8 130 000
7.Накладные расходы (HP). Административно-управленческие расходы (организация мероприятий, подготовка и утверждение методик, услуги связи, коммунальные платежи, обеспечение текущей эксплуатации оргтехники, канцелярские и др. расходы). Оплата труда лиц, участвующих в реализации Программы8 130 000
Всего расходов:89 760 000

 

Финансовое обеспечение Программы рассчитано, исходя из средней стоимости одного тура в центральной европейской части Российской Федерации. Она составляет 11 810 рублей на одного человека, исходя из разных вариантов однодневных и многодневных тематических туров, с учётом разных видов транспортного обслуживания, проживания и питания.

Финансовый расчёт также предусматривает резерв финансовых средств Программы около 10% (инфляция, организационные, технические и т.п.) составляет 8 976 тыс. рублей.

Итого: общая стоимость всех тематических мероприятий для 7 600 человек пожилых людей составит 89 760 000 рублей экспертного этапа.

Бюджет Программы складывается из следующих источников поступления средств:

Основные:

– из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ;

– собственные средства пожилых туристов.

Дополнительные:

– средства за счёт включения Фонда и АРСТ в число социально значимых общественных организаций, реализующих социально значимые программы для получения средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

– участие Фонда, АРСТ и филиалов в конкурсах НКО на получение грантов Президента РФ, Минэкономразвития РФ и регионов РФ;

– спонсорские взносы и пожертвования благотворителей;

– собственная предпринимательская деятельность.

Дополнительные средства направляются:

– на увеличение эффективных, качественных программ для пожилых людей или большее количество дней пребывания в регионе и т.п.

– покрытие резерва финансовых средств Программы около 10%. В том числе:

 

№ п/пИсточники поступления средств Размеры финансовых средств (млн руб.)
2017 г.2018 г.2019–2021 гг.
Основные источники
1.Средства федерального бюджета и субъектов РФ22,45522,455В зависимости от показателей экспертного этапа
2.Собственные средства туриста22,42522,425В зависимости от показателей экспертного этапа
Всего:44,8844,88В зависимости от показателей экспертного этапа
Дополнительные источники
3.Средства, привлекаемые Фондом и АРСТ от участия в конкурсах на получение грантов4,04,0В зависимости от качества и количества заявок
4.Средства юридических и физических лиц, привлекаемые в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства2,02,0В зависимости от интереса к Программе
5.Пожертвования благотворителей и меценатов2,02,0В зависимости от понимания условий Программы
6.От ежегодного проведения благотворительных концертов и телемарафонов0,50,5В зависимости от интереса к Программе
7.Средства, заработанные Фондом и АРСТ2,02,0В зависимости от понимания условий Программы
Всего:10,510,5В зависимости от интереса к Программе

 

Размеры финансирования Программы ежегодно уточняются, исходя из повышения цен на перевозки, питания, проживания, обслуживания и т.п.

Подробные финансовые расчёты с учётом особенностей регионов РФ, тематических направлений и интересов участников даны в Приложении №1, при уточняющем запросе.

VIII. Исполнители программы

Для организации и координации Программы предлагается использовать квалифицированный штат сотрудников АРСТ и Российского фонда ветеранов, по обеспечению, подготовки, организации тематического цикла мероприятий, административных функции, а также предполагается привлекать квалифицированных специалистов соответствующих областеях(образования, геронтология, туризм, медицина, психология и др.).

IX. Критерии оценки результатов «пилотных» программ

По результатам исследования «пилотных» программ предлагается сделать оценку улучшения качества жизни на основании двух подходов:

1) Интегрального – на основе статистических данных официальных организаций, принимающих участие в подготовке и реализации тематических программ, их объективной оценки индивидуальных привязанностей и предпочтений, степени свободы, контроля и уверенности людей пожилого возраста в любой жизненной ситуации и т. п.

2) Субъективного – на основе опросов участников указанных программ и общественного мнения, а так же с использованием обобщающей информации оценки улучшения состояния здоровья, качества досуга и отдыха, получения новых знаний по результатам тематических программ и т.д.

На основе результатов исследования предполагается дать оценку вариантам программ в зависимости от отрицательных и положительных итогов. Реализация тематических программ предполагает разные варианты дотаций, интересов, возраста, сезонов, насыщенности мероприятий в «пилотных» субъектах РФ. Это позволит получить наиболее эффективную оценку актуальных программ и направлений для выработки предложений для дальнейшего развития социального туризма для граждан старшего поколения.

X. Над Программой работали

1) Российский общественный благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил,

2) Ассоциация развития социального туризма (АРСТ),

3) Департамент культуры Воронежской области,

4) Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики,

5) Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области,

6) Ассоциация «Народные художественные промыслы»,

7) Московский педагогический государственный университет,

8) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,

9)  ФГБОУ ВО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова Минздрава России,

10) ФГБОУ «Мичуринский государственный аграрный университет».

XI. Использовалась литература

1) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 05 февраля 2016 г. № 164-р;

2) Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ;

3) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.

 

 


 

 

Этап реализации Программы 2019–2021 гг. предусматривает выход на максимальное обслуживание граждан старшего поколения.

Программа рассчитана на оказание помощи и поддержку граждан старшего поколения в организации отдыха, вовлечения их в активную туристскую деятельность.

При достаточном финансировании Программы граждане старшего поколения укрепят своё здоровье, повысят культурный и эстетический уровень, познают красоты природы, быт и национальный колорит людей, проживающих в различных регионах России.

Фонд разработал и внес в Государственную Думу РФ, Правительство РФ и другие государственные органы документы для принятия решения о реализации общественно-государственной Программы «Туризм для граждан старшего поколения», рассчитанную на пять лет (2017–2021 гг.).

 

 

 



Дизайн и вёрстка сайтов. Обращайтесь по электронной почте